Полёт на вертолёте к Эвересту – вертолётные туры в Гималаях

Ранее codelancer уже упоминал о неудачной попытке соло восхождения Томаша Хумара(Tomas Humar) на Рупальскую стену горы Нанга Парбат(Nanga Parbat) Западные Гималаи. Когда он вынужден был прекратить восхождение на высоте 6,300м, однако было ошибочно сказано …

Содержание

Кратко напомню историю событий…

7 августа 2005 года полковнику Пакистанских вооруженных сил Рашиду Улаху Бежу (Rashid Ullah Beg) поступил звонок от пакистанского альпиниста Назира Сабира (Nazir Sabir) с просьбой о помощи по спасению словенского альпиниста Томаша Хумара, терпящего бедствие на высоте 6,300м на Рупальской стене(Rupal), горы Нанга Парбат(8,125м) Западные Гималаи.

Томаш Хумар, широко известный во всем мире альпинист своими соло восхождениями по самым сложным маршрутам, выбрал новый маршрут восхождения по центру Рупальской стены. Спонсорами экспедиции выступили крупнейшая словенская газета, телевизионный канал, а также крупная телефонная компания.

Хумар потратил неделю в базовом лагере, наблюдая, как плохая погода сменяется на ужасную . На своем веб сайте он объявил, что погодные условия очень опасны для восхождения, потом, что он начнет восхождение в любом случае, потом, что все-таки Нет, потому что муссон пришел слишком рано и попытка восхождения равносильна самоубийству. В 2004 году Томаш уже совершал попытку соло восхождения на Нанга Парбат, однако после 4 безуспешных попыток акклиматизироваться на маршруте Месснера был вынужден прекратить восхождение, в связи тяжелыми погодными условиями.

После недели ожидания и бездействия, психологическое давление на Хумара увеличилось, когда в базовый лагерь приехал молодой талантливый американский альпинист Стив Хаус (Steve House). Летом 2004 он с Брюсом Миллером уже пытался взойти на Нанга Парбат маршрутом Шела, но из-за плохого самочувствия они были вынуждены отступить с высоты 7,500м. Сейчас Хаус чувствовал себя превосходно, вместе с ним был его напарник – сильный альпинист Винцент Андерсон (Vince Anderson). И в этот раз они были настроены достичь вершины тем же маршрутом, что и Хумар. (позднее двойка Стива Хауса достигла вершины

читать тут

)

1 августа Хумар начал восхождение. Первые два дня он продвигался очень быстро. На третий день началось активное таяние снега, у Хумара промокла одежда и спальный мешок, плотный туман закрыл стену, а лавины со всех сторон заставили его остановиться в 1,825м от вершины. Хумар выкопал снежную пещеру, чтобы переждать непогоду. Погода ухудшалась. Стив Хаус оставался в базовом лагере, не предпринимая попыток к штурму. Постепенно все внимание прессы переключилось на драму жизни и смерти Хумара в реальном времени.

Вертолетные спасработы на высоте 6300м (Альпинизм, simon kehrer, walter nones, alouette iii, nanga parbat, томаш хумар, рупальская стена, нанга парбат)

Автопортрет Томаша Хумара на фоне снежной пещеры. http://www.nationalgeographic.com

«Этим мне и нравится высотный альпинизм! Никто не может тебе помочь, даже вертолет. Ты можешь надеяться только на самого себя», – через группу поддержки написал Хумар 5 августа на своем сайте. Сначала в Словении, а потом в других странах в прессе и на телевидении начали активно задавать вопрос –

Почему европейцы, имея вертолет и пилота который смог сесть на Эвересте, не могут спасти альпиниста?

Хелитреккинг в Гималаях — лучшие маршруты Непала с высоты полёта снежного грифа!

Манаслу Приземление вертолёта под Эверестом

Добрый час всем читателям!
Меня зовут Роман, я горный гид, работаю в Гималаях более 10 лет. Предлагаю Вам воспользоваться моим опытом и отправиться в увлекательное путешествие над горами, долинами и ледниками Непала без утомительных пеших переходов и альпинистского снаряжения. Моя цель — показать Вам Эверест вживую, с минимально возможного расстояния. Не проблема, что мало времени, при наличии средств летать!

В первой части я расскажу о стандартных вертолётных турах «Завтрак под Эверестом» и «Полёт на вертолёте в Базовый лагерь Эвереста». Затем (по секрету) о том, как сделать их ещё более впечатляющими. Моими советами вы можете воспользоваться самостоятельно, обратившись в одну из десятка непальских вертолётных компаний. Или попросить об этом меня. Если Вам нужен сопровождающий русский гид, знающий Гималаи как родной дом, я к Вашим услугам! К Вашим услугам мои готовые программы, в которых, помимо Гималаев, я покажу Вам много других чудес, которыми так богат Непал!

С уважением, Роман Лежнин,
гид и автор вертолётных программ.

  • Безопасность
  • Большой вертолётный тур в Гималаях — срау все главные маршруты Непала
  • Как связаться с гидом и заказать вертолётный тур?

На чём летим

Вертолёт Airbus Helicopters H125 «Белка» (ранее Eurocopter AS-350B3e) в Конгде на фоне Эвереста, Лхоцзе и Амадаблама.

Вертолёт H125 берёт 5 пассажиров и летит с крейсерской скоростью 250 км/час. Машина превосходит все остальные однодвигательные вертолеты в своем классе по техническим характеристикам, многофункциональности и уровню безопасности. Суммарный налет вертолетов этой модели в мире превысил 30 миллионов летных часов.

«Белка» вертолётной компании «Рыбий Хвост».

14 мая 2005 года вертолет похожей модификации AS350 B3+ побил мировой рекорд, выполнив посадку на вершине Эвереста на высоте 8848 метров над уровнем моря. Управлял машиной лётчик-испытатель компании Eurocopter Дельсаль Дидье. Этот рекорд так и не был побит. Выше просто некуда сесть. «Белке» также принадлежит рекорд высоты спасательной операции. В мае 2013 AS-350B3e эвакуировал пострадавшего альпиниста со стены Эвереста с высоты 7800.

Завтрак под Эверестом

Скажу по секрету, к Эвересту лучше лететь на поздний обед или ранний ужин. Но об этом позднее. Нитка маршрута Катманду — Лукла — отель Эверест Вью в Сьянгбоче — Катманду. Весь тур займёт около 3 часов. Вертолёт стартует из аэропорта Катманду в 7-8 утра, летит 145 километров и 45 минут до Луклы, останавливается на 15-минутную дозаправку и дальше ещё 8-10 минут и 16 километров над ущельем Дудх Коси, между массивами гор Конгде и Тамсерку до вертолётной площадки отеля Эверест Вью в Сьянгбоче. Приземлившись, надо согласовать с пилотом время, когда следует вернуться к вертолёту. Обычно на завтрак полагается 30-40 минут. Иногда удаётся получить больше, если у пилота появится какая-нибудь непродолжительная работа.

Место это знаменитое, популярное, очень красивое и видовое. Но достаточно людное. Сюда ходят акклиматизироваться треккеры, остановившиеся на 2-3 дня в столице шерпов Намче Базаре. С террасы ресторана отеля есть на что посмотреть, но часто не хватает столиков. В холле отеля есть объёмная карта окрестностей Эвереста, которую интересно сопоставить с тем, что видно собственными глазами. От наблюдающего до главной вершины планеты всего 28 километров. Учитывая гигантские размеры Эвереста, это совсем немного.

На террасе отеля Эверест Вью в Сьянгбоче.

Возвращение в Катманду с короткой остановкой в Лукле обычно занимает около часа.

Вертолётный тур «Завтрак под Эверестом» стоит 2800-3000 долларов США. При полной загрузке вертолёта (5 пассажиров) не более 600 на каждого.

На вертолёте к Базовому лагерю Эвереста

Летим выше и ближе к Эвересту, чем на Завтраке! В этом туре Вы увидите не только Базовый лагерь Эвереста, но (если заранее оговорите с организаторами, о чём будет четвёртый лайфхак) и Лагерь 1, который разбивается над ледопадом Кхумбу на высоте 6040. Затем ненадолго приземлимся в самом Базовом лагере, или на смотровой площадке под Калапаттаром, откуда вершина Эвереста видена с дистанции менее 10 километров.

Схема полёта над ледопадом Кхумбу (Попкорн Филд) в сторону Лагеря 1 и возвращения над Базовым Эвереста к смотровой площадке под Калапаттаром.

На следующих двух фотографиях сама площадка общим планом и подробно.

Вертолётная площадка под Эверестом

Критические высоты, на которых Вам предстоит побывать, определяют логистику этого вертолётного тура. Полёт выше 6000 и приземление на 5300 метрах возможен при числе пассажиров не более трёх. Таковы правила безопасности. Если вылетая из Катманду, вертолёт используется на 100%, то есть в тур летят 5 пассажиров, то маршрут будет следующий.

  1. Перелёт Катманду — Лукла 45 минут.
  2. Дозаправка в Лукле 15 минут.
  3. Перелет в Периче 30 км, 15 минут. Здесь двое пассажиров выходят и дожидаются, когда вернутся остальные.
  4. Первый полёт к Эвересту с 5-10 минутной остановкой в Базовом лагере или на Калапаттаре и возвращение в Периче — 30 минут. Затем ожидающие меняются местами с прилетевшими.
  5. Второй полёт к Эвересту — 30 минут.
  6. Возвращение в Катманду с дозаправкой в Лукле — 1,5 часа.

Такой тур для 5 участников стоит 4000 долларов, по 800 на каждого. Если в качестве опции добавить полёт через перевал Чо Ла и остановку в Эверест Вью в Сьянгбоче, стоимость тура возрастёт.

Наши авторские вертолётные лайфхаки

У представленных выше вариантов есть по крайней мере два существенных недостатка. Во-первых, вылетать приходится из аэропорта Катманду, для чего нужен более ранний подъём, переезд, прохождение двух постов безопасности. В лучшем случае теряется час. Во-вторых, Сьянгбоче место пафосное, но слишком людное, там много проходящих туристов. В Пангбоче же далеко не самый грандиозный вид.

Поэтому я рекомендую вариант, который лучше чем стандартный вертолётный тур к Эвересту.

Лайфхак первый

Ночь перед вылетом надо проводить не в Катманду, а в пригородном ресорте на пути к Эвересту, у которого есть собственная вертолётная площадка.

Хелипад в Дварика Ресорт.

Самый шикарный, просторный и дорогой из них — Дварика Ресорт в Дуликеле. Самый романтический — Намобудда Ресорт. В качестве «тусовочного» можно выбрать Клуб Хималая в Нагаркоте. Переезд в любое из этих мест отлично совмещается с экскурсионной программой в древней непальской столице Бхактапур, провинциальном индуистском городке Панаути и буддийской святыне Намобудда. Любое из предложенных трёх мест размещения вместо пыльного и шумного города подарит пение птиц и вид на Гималаи прямо из Вашего окна. Но главное — утром никаких переездов, спешки и суеты. Не надо очень рано вставать. После завтрака короткая приятная прогулка к Вашему вертолёту до Эвереста!

Лайфхак второй

На завтрак к Эвересту лучше лететь не в отель Эверест Вью в Сьянгбоче, а в Конгде. Дистанция, с которой виден Эверест, немного больше — 32 километра против 28, но из Конгде, во-первых, намного шире панорама, во-вторых, сам Эверест более открыт. Это можно проиллюстрировать следующей фотографией. На неё добавлена схема полёта к Эвересту:

Схема вертолётной экскурсии к Эвересту, вид из Конгде.

Для сравнения два конкурирующих вида, которые мы привели к одному масштабу и совместили вершины Эвереста по вертикали.

Здесь хорошо видно, что в Конгде Эвереста больше.

Лайфхак третий

Полёты на вертолёте к Эвересту обычно проходят ранним утром, когда более вероятна хорошая погода. К 10-11 часам обычно набегают облака и могут закрыть вид на горы. Но! Во второй половине дня на Эвересте лучше свет. Солнце будет у Вас за спиной, картина будет более контрастной, ультрафиолет не таким жёстким, и фотографии намного более эффектными. Поэтому, в случае хорошего прогноза на вторую половину дня, лететь к Эвересту лучше вечером.

Дополнение к третьему лайфхаку

С вертолётчиками можно договориться, чтобы Вы оказались на смотровой площадке под Калапаттаром примерно за 1.5 часа до заката. К вечеру обеденные облака склонны растворяться. В это идеальное для наблюдения Эвереста время вертолёты обычно улетают на парковку в Катманду и им выгодно иметь гарантированную работу под конец рабочего дня. Прилететь же в Луклу выгодно рано утром. Пока вертолёт занимается своими делами, вы успеете дойти до Пхагдинга, посидеть в Немецкой кофейне, подняться в аутентичную шерпскую леревню Туло Гумела, посетить местный буддийский монастырь. Затем Вы спуститесь в деревушку Замфуте и сидя за чашкой непальского или тибетского чая будете ждать свой ранне-вечерний вертолёт.

Лайфхак четвёртый

Подлетая к Базовому лагерю Эвереста, требуйте у пилота подняться над ледопадом Кхумбу до высоты 6000 метров и показать Вам следующий Лагерь I (6030). Это не всегда возможно по погодным условиям (сильный ветер), но иногда получается!

Лайфхак пятый, самый главный

Если лететь на вертолёте непосредственно к Эвересту с посадкой на Калапаттаре, то лететь лучше не напрямую и даже не над перевалом Чо Ла (5340). Существует более грандиозный маршрут — мимо восьмитысячника Чо Ою (8200) и самого высокого семитысячника планеты Гьячунг Канг 7952 через перевал Чангри высотой 5800 метров. Преимущество этого маршрута в том, что Вы более 5 минут будете лететь лицом к лицу Эвереста, причём вид на Эверест будет максимально открыт, намного шире, чем с вершины Калапаттара (5550).
Для просмотра панорамы смартфон лучше держать горизонтально.


Стрелкой отмечен полёт над ледниками Нгозумба и Гаинара, и через перевал Чангри.

Ниже сам этот полёт с GoPro камеры, закреплённой на носу вертолёта:

 

Лайфхак шестой

Горы Непала не только величественны и красивы. Они ещё и разнообразны. Такие, совсем другие инопланетные пейзажи можно увилеть в 300 километрах к северо-западу от Эвереста. Это Верхний Мустанг. И у нас есть специальные вертолётные туры туда.

Интерактивная карта вертолётного маршрута к Эвересту

На тачскрине перемещаем карту и меняем масштаб двумя пальцами. На настольном компьютере мышкой и её роликом, соответственно. Объекты кликабельны.

Безопасность

Наш тур проходит на серьёзных высотах в условиях недостатка кислорода. Поскольку высоту мы набираем резко и без предварительной акклиматизации, среднее безопасное время нахождения в Сьянгбоче не более 90 минут, в Конгде не более 40 минут и в Базовом лагере Эвереста (5300) или на вертолётной площадке на склоне Калапаттара не более 10 минут. С учетом того, что в вертолёте давление такое же как за бортом, а сам полёт из Сбянгбоче в Базовый Эвереста проходит на высоте вплоть до 5700 и занимает туда и обратно более 15 минут, временем на нахождение на земле мы практически не располагаем.

Пожалуйста, будьте бдительны! Если почувствуете недомогание выше среднего, немедленно докладывайте об этом пилоту и летите вниз! В вертолёте имеется кислородная система, выдаётся по первому требованию.

Связаться с гидом и заказать вертолётный тур легко!

Просто отправьте заявку в свободной форме:

  • на электронную почту guide@nepal-nepal.ru
  • или  напишите гиду в WhatsApp, где мы уже заполнили первые строки сообщения.

Нам можно звонить на мобильные, по Телеграму и Вайберу, где застанете. Ссылки в контактах и в шапке каждой страницы сайта ▲.

Другая Планета — содружество русских гидов в Непале

Адрес: Box 5332, Thamel, Kathmandu, Nepal.
Контакты:

телефон в Непале:

+9779823489189

телефон в России

+79643381636

электронная почта:

guide@nepal-nepal.ru

.

Возможно, вам также подойдут эти экскурсии Катманду

Виктория

ВикторияВаш представитель в Катманду

НаписатьОбычно отвечает за 1 час 54 минуты

  • Безопасная оплата

    На сайте нашего официального партнёра Tripster

  • Более 18 000 экскурсий

    от 5500 гидов и экскурсионных агенств размещённых на нашем сайте

Вертолет на пике Эвереста

Вертолет на пике Эвереста

Когда я писала статьи о гималайских вершинах, то меня изумила одна новость. Оказывается, 14 мая 2005 года французский летчик Дидье Дельсаль посадил вертолет на вершину Эвереста. И несмотря на то, что уже 2016 год, никому больше этого пока не удавалось. Так что новость остается актуальной.

Дидье Дельсаль стартовал из базового лагеря Лукла в Непале, находящегося на высоте 2866 метров. Надо сказать, что такая машина как вертолет в принципе на большие высоты подниматься неспособна. Именно поэтому так сложно эвакуировать угодивших в беду альпинистов. Обычно вертолеты берут высоту лишь до 6000 метров. На такой отметке, например, находится базовый лагерь альпинистов на Эвересте, откуда они начинают свой опасный подъем. Однако вертолет Дельсаля Eurocopter Ecureuil (AStar AS350 B3) в виду своей модифицированной системы способен брать бОльшие высоты. Тем не менее, даже рубеж в 8850 метров, на котором находится высочайшая вершина планеты, в качестве посадочной площадки для данной машины считается потенциально опасным. При приземлении вертолета пилот рисковал потерять управление и сам мог оказаться в беде.

Чтобы покорение вершины в виде приземления было засчитано, Дидье должен был коснуться ее ледяных покровов лыжами вертолета и согласно требованиям Международной федерации аэронавтики продержаться в таком положении в течение 2 минут.

Чтобы утвердить свой рекорд и убрать сомнения на счет везения, на следующий день французский летчик решил повторить посадку. Вторая попытка закончилась тем же успехом.

До рекордного полета на Эверест непальские власти тщательно изучили винтокрылую технику и предоставили компании Eurocopter разрешение на испытательные полеты, выделив месяц на подготовку к рекорду. В качестве тренировки Дельсаль смог поднять вертолет на высоту 10211 метров над землей и посадил его на южном склоне горы на отметке 7925 метров.

Прочесть о вершинах Гималаев и Каракорума можно здесь и здесь.

Спасательная операция.

7 августа, полковник Беж направил к альпинисту горный вертолет SA316B Alouette III для разведки. Пилоты должны были попробовать сбросить Хумару сухие вещи и еду. Однако им пришлось вернуться из-за сильного ветра и плохой погоды.

Беж запросил Назира Сабира, у которого была связь по радио с Томашом, подробно описать обстановку. Назир нарисовал очень унылую картину. Томаш находился на почти вертикальной 4,500м стене, в 30м выше над ним нависал большой снежный карниз. «Никто не сможет взойти и спасти его»,- сказал Сабир, «все попытки спустить его с этой стены будут равны самоубийству».

Вертолетные спасработы на высоте 6300м (Альпинизм, simon kehrer, walter nones, alouette iii, nanga parbat, томаш хумар, рупальская стена, нанга парбат)

8 августа пришел приказ от командующего Пакистанской армии провести попытку спасработ, даже если придется рисковать вертолетом и жизнью пилотов.

Для спасработ Беж решил использовать вертолет SA315B Lama, поскольку он обладал лучшими характеристиками из имеющихся в Пакистанской армии вертолетов. При текущей температуре и влажности истинная высота расположения альпиниста соответствовала 7,010м. В этих условиях Lama в существующей конфигурации не могла зависнуть на нужной высоте даже с учетом влияния воздушной подушки, использование лебедки было невозможно. Оставалась единственная возможность это подцепить альпиниста на трос внешней подвески, попробовав зависнуть над альпинистом на минимально возможное время. Для троса решили использовать статическую альпинистскую веревку с небольшим мешком камней на свободном конце.

Горные вертолеты SA315B Lama и SA316B Alouette III в Гималаи попали довольно поздно, уже тогда когда компания Aerospatiale прародитель Eurocopter прекратила их выпуск во Франции, и вертолеты стали производится в Индии под именами Cheetah и Chetak соответственно. На тот момент Lama обладала рекордом высоты в динамическом полете 12,800м..

Индусы доработали вертолет, что позволило поднять его “потолок”. Есть мнение, что “несанкционированный” полет Eurocopter 350B3(полет санкционировали уже потом) с посадкой на шаге на вершине г. Эверест 8,850м в мае 2005 г. был во многом спровоцирован желанием не дать индусам первыми сесть на Эвересте на Cheetah. Поскольку в 2004 г. во время спас-операции на леднике Камет(Kamet Glacier) два Индийских пилота на Cheetah, три раза садились на высоте 7,083м, эвакуируя травмированных альпинистов и облегченная Lama садилась на 7,670м.

Посадки на высотах сильно выше расчетных возможны при минимальном весе вертолета(минимальном количестве топлива) и наличаи мощных восходящих потоков. Однако возможна ситуация, когда вертолет после посадки не сможет взлеть, из-за изменившихся условий. Спуск часто осуществляется в режиме авторотации или РСВНВ(в российской терминалогии) – режим самовращения НВ – это когда НВ раскручивается под действием набегающего потока снизу без использования мощности двигателя. Посадка в данном случае может быть осуществлена только с первого раза.

Разница в потребляемой мощности вертолета на висении при наличии эффекта воздушной подушки и без него 10-15%. Работа лебедки отбирает 5-10% мощности.

Несмотря на свою уже более чем 50 летнюю историю горные вертолеты Alouette и Lama до сих пор активно используются горными спас службами Швейцарии, а во Франции их использование прекратили только 2009 г..

«У нас был очень призрачный шанс на успех, но это было единственное, что мы могли попробовать», – сказал Беж позднее.

Прогноз погоды на ближайшие два дня был хорошим, далее погода сильно ухудшалась на несколько дней. Томаш мог столько не выдержать.

Беж планировал вылететь на двух Lama и одном Ми17, в качестве вертолета поддержки. Одна Lama вылетала с авиабазы в Куазим (Qasim), другие два вертолета из Скарду (Skardu). Встретившись в деревне Астор (Astore), находящейся в 30км северо-западнее базового лагеря, группа должна была переместиться в базовый лагерь на высоту 3,500м. Здесь предполагалось максимально облегчить вертолет Бежа, чтобы он смог зависнуть на высоте и снять альпиниста. Тем не менее он должен был остаться достаточно тяжелым, чтобы быстро спуститься на 3,000м не больше чем за 10мин., иначе альпинист мог замерзнуть, болтаясь на внешней подвеске.

В 14.15 наблюдатель сообщил, что облака поднялись выше и Рупальская стена открылась. Через 45 минут вертолеты приземлились в базовом лагере.

В 16.30 две Lama вылетели на спасение. На высоте 5,300м стену внезапно закрыло облаками, и ситуация стала быстро ухудшаться. Уже почти полностью потеряв видимость, пилотам пришлось повернуть назад, закончив со спасработами в этот день.

Хумар передал по радио, что он слышал шум вертолетов, но смертельно устал, и если следующая попытка будет неудачной, он начнет спуск или умрет.

На следующий день 10 августа Беж планировал стартовать как можно раньше. Еще не прогретый солнцем воздух обладал большей плотностью, однако тяжелый воздух одновременно являлся причиной образования мощного нисходяшего потока – катабалического ветра. Как только появлялось солнце ситуация становилась противоположной – воздух нагревался и становился менее плотным, однако начинал образовываться восходящий поток вдоль освещенного склона. «Мы долго ломали голову, в какое время вылетать» – говорил Беж- «В результате решили вылетать через 30мин после рассвета, чтобы быть на позиции за 30-60 минут до прихода солнца».

10 августа в 5.45 утра Томаш все еще был скрыт слоем облаков. Две Lama с минимальным количеством топлива поднялись в воздух из базового лагеря, рассчитывая, что быстро образующийся восходящий поток успеет приподнять облака выше к тому моменту, когда они выйдут на позицию. Пока одна Lama выискивала альпиниста на стене, Беж сделал проверку на висение на высоте 6100м. Вертолет вел себя стабильно. Температура за бортом была -8С. Установив местонахождение альпиниста, вернулась первая Lama. Беж совершил несколько проходов над ним, чтобы определить направление ветра и лучше рассмотреть позицию. Заход против ветра был невозможен, поэтому Беж развернул вертолет боком к ветру, чтобы по максимуму использовать левую педаль и получить еще немного мощности.

(На вертолетах классической схемы при даче педали рулевого управления, отвечающей за разворот вертолета в сторону против вращения Несущего Винта (для Lama – левая), подъемная сила на НВ увеличивается, при даче оппозитной педали подъемная сила НВ уменьшается).

Зависнув на 9 часов от альпиниста, чтобы завести трос, Беж начал потихоньку перемещать вертолет налево. Педаль встала на упор, было невероятно сложно удерживать положение вертолета. Индикатор мощности показывал 98 процентов – едва достаточно, чтобы вытянуть еще 70кг груза.

( Вертолеты Lama и Alouette имеют уникальный суммарный показатель используемой мощности – один параметр, в отличии от других типов вертолетов, например Eurocopter 350B3, где мощность измеряется по нескольким показателям, таким как температура турбины и момент. )

Вертолет приблизился к скале, едва не цепляя за нее ротором, здесь восходящий поток был сильнее. Потребляемая мощность упала до 95-96 процентов. Наблюдая в зеркало, Беж начал подводить трос, как можно ближе к альпинисту. Томаш попытался дотянуться до крюка, но не смог. Беж отошел от скалы и передал управление Ране – второму пилоту, чтобы немного подышать кислородом. Они не надевали маски надолго, боясь запотевания кабины. Беж снова взял управление.

Беж начал раскачивать вертолет, чтобы раскачать веревку и забросить ее альпинисту. «Ротор крошил снег с нависающего вверху карниза, было очень тяжело дышать и смотреть. Это было похоже на ад» – вспоминал Хумар – «Наконец я смог поймать веревку, но мой карабин замерз. Мне пришлось отогревать его, чтобы пристегнуться к веревке. Когда я встегнул карабин, я стал искать нож, чтобы отрезать себя от веревки, пристегнутой к анкерам в скале. Но мои руки так замерзли, что я никак не мог найти нож в кармане!»

Теперь и вертолет был привязан к скале – это то, чего в первую очередь опасаются горные спасатели. Пилоту было очень трудно удерживать положение вертолета на такой высоте. Вертолет сместился вправо, и Хумара сдернуло с полки, теперь он болтался привязанный к вертолету и скале одновременно.

Беж фиксировал нагрузку на крюке вначале было 70 кг, потом 150кг. Вертолет сильно трясло он уже выбрал всю мощность, потом вес стал 200кг. На несущем винте стремительно образовалось вихревое кольцо – вертолет начал быстро проседать и заваливаться на бок, вес на крюке возрос до 270 кг. «Я понял, что это конец» – вспоминал Хумар,-«Вертолет стал опускаться вниз, и я видел как пилот закрыл глаза. Он молился. Я тоже закрыл глаза и стал молиться. Внезапно, что-то порвалось и я полетел вверх словно на банджи.» Анкера вылетели первыми, и Хумар остался болтаться на тросу под вертолетом. Пилот выправил положение вертолета и начал снижение. «Я сказал себе, это было желание Господа, и это больше никогда не повториться опять. Никогда!» – сказал Хумар.

Беж подумал, что альпинист погиб, но через мгновение он увидел его болтающимся на веревке внизу. Беж моментально ушел вправо, чтобы Томаш не врезался в стену. Хотя они уже далеко отошли от скалы, Томаш все еще сильно раскачивался на тросе, им пришлось сильно потрудиться, чтобы снижаясь успокоить колебания альпиниста. Посадка в базовом лагере прошла успешно.

Вихревое кольцо – при превышении допустимой нагрузки на лопасти, в следствии высокой скорости или недостаточной плотности воздуха, на лопастях образуется срыв потока, как следствие резко теряется подъемная сила НВ.

PS ps

На настоящий момент, описанные случаи вертолетных спасработ являются самыми высокогорными вертолетными спасательными работами за всю историю!

перевод: team

heliaction.ru

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...