Жилой дом Шредер в Утрехте / Чертежи архитектурных памятников, сооружений и объектов – наглядная история архитектуры и стилей

Архитектура дома Шредера Группа «Стиль». Группа «Стиль» появилась в Голландии в 1917 году. Ее художественная программа основана на работах архитектора и

Архитектура дома Шредера

  1. Группа «Стиль». Группа «Стиль» появилась в Голландии в 1917 году. Ее художественная программа основана на работах архитектора и теоретика искусства Тео ванн Дусбюрга (1883-1931 гг.), призывавшего отказаться от изобразительности и обратиться к строгим геометрическим формам и чистым цветам. Наиболее ярко эти принципы выразились в творчестве Пита Мондриана. Эстетические идеи группы воплотились в живописи, книжной графике, мебельном искусстве и немногих архитектурных работах. Группа «Стиль» распалась в 1931 году. Позднее ее опытом воспользовалась немецкая школа архитектурного авангарда «Баухауз». Дом Шредер – своеобразный манифест эстетических идеалов группы «Стиль». Все элементы дома – мебель, перила лестниц и балконов, прочие детали – пронизаны единым художественным замыслом.
  2. Расположение дома. Облик дома Шредер сильно отличается от архитектуры ближайших особняков. В этом демонстративном неприятии традиционной жилой архитектуры выразилась бунтарская философия группы «Стиль».
  3. Аксонометрическая проекция. Все интерьеры дома объединены общей композиционной идеей. Основные площади, предназначенные для работы, отдых и сна, расположены на 2-м этаже; его планировка легко меняется с помощью системы раздвижных перегородок. На 1-м этаже помещения традиционного разделены стенами.
  4. Абстрактная композиция. Окрашенные в чистые цвета перпендикулярные плоскости , ребра стен, стойки и выступающие плиты образуют абстрактный объем, напоминающий живопись Мондриана.
  5. Торжество геометрии. Главный композиционный прием – строго перпендикулярное расположение плоскостей стен и перекрытий, разделенных кое-где стеклом, — зрительно разрушает замкнутый объем дома, соединяя внутреннее пространство с внешним.
  6. Скамейка на крыльце. Как и все элементы встроенной или свободно стоящей мебели этого дома, скамейка на крыльце – неотъемлемая часть его архитектурного облика.
  7. Первый этаж. Первый этаж дома в отличие от второго имеет традиционную планировку. Там размещены кабинет, кухня и две спальни.
  8. Балконная стойка. Бетонную плиту балкона поддерживает стальная стойка. Опора задумана как важный элемент открытой композиции дома – это часть трехмерного каркаса, зрительно выходящего за пределы здания.
  9. Фонарь на крыше. Лестничная клетка, расположенная в центре здания, освещается через стеклянный фонарь.
  10. Угловое окно. Окна открываются строго под прямым углом к стене, продолжая геометрическую сетку каркаса. Несущие стойки отодвинуты внутрь от края здания, потому, когда угловое окно открыто, возникает впечатление, что угол дома исчез.
  11. Конструкции. Для создания художественных эффектов в здании применена смешанная конструктивная система: стальной каркас и бетонные стены. Это лишает сооружение той конструктивной чистоты, которой достиг Ле Корбюзье, использую бетонный каркас в вилле Савой.
  12. Основные цвета спектра. Элементы стального каркаса, ярко окрашенные в основные цвета спектра, резко выделяются на фоне белых и серых стен. Абстрактная композиция здания разрушает привычную замкнутость обычного жилого дома, как бы вынося каркас наружу.

Источники:

Нил Стивенсон”Архитектура. Архитектурные шедевры со всего мира”Издательство “Дорлинг Киндерсли” Лондон-Йью-Йорк-Сидней-МоскваАнисимова И.И.Уникальные дома (от Райта до Гери): Учеб. пособие по спец. “Архитектура”. – М.: Архитектура-С, 2009. – 160с., ил.

Дом Шредер – всемирно признанный памятник архитектуры 20-го столетия

  • Геррит Ритвельд создал Дом Шредер, музей в Утрехте, из множества мелких деталей.
  • Дома на воде в Голландии — старая идея на новый лад

ritveld-dom-shredera_1.jpgДом Шредер — это бывший жилой дом, построенный в 1923-1924 годах в городе Утрехте по проекту нидерландского дизайнера и архитектора Геррита Ритвелда, сегодня музей. Или как его еще называют «Дом Шредера», что не совсем верно, так как Шредер — не фамилия архитектора, построившего дом.

Трюс Шредер была хозяйкой этого дома, которая не только заказала проект дома нидерландскому архитектору, потомственному мебельщику Герриту Ритвельду, но и принимала активное участие в течение всего времени постройки дома.

Трюс Шрёдер, урожденная Шрайдер, была 35-летней вдовой с тремя детьми, мечтала уехать из голландского Утрехта куда угодно — в Амстердам, в Германию, в Америку. В доме мужа она оставаться не желала. Как известно, если не можешь найти подходящий дом, построй его сам, что и посоветовал Геррит Ритвельд, тогда начинающий архитектор.

Для Ритвельда «Дом Шредера» стал не только первым его самостоятельным проектом целого дома, но и настоящим экспериментом. Госпожа Шредер поручила построить дом, желательно без стен, и архитектору удалось построить, возможно, единственное здание и самый известный объект, выполненный в стиле неопластицизма.

Трюс Шредер хотела жить в пространстве, где ничто не предопределяло бы ее жизнь, не было бы никаких приемных и гостиных. Для многих, особенно в те годы, жить в подобном строении было совершенно немыслимо, но Трюс Шредер хотела именно этого.

Госпожа Шредер прожила в этом доме до самой своей смерти, умерла она в 1985 году. Впоследствии дом был отреставрирован Бертусом Мюлдeром и превращен в музей. Также госпожа Шредер вместе с детьми создала специальный фонд Ритвельд-Шрёдер для этих нужд, и для последующего поддержания дома в порядке. В 1975 дом был включен в список памятников архитектуры, в 2000 году получил статус Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура

Дом Ритвельда Шредера представляет собой радикальный разрыв со всей предшествующей архитектурой как внутри, так и снаружи . Двухэтажный дом расположен в Утрехте , в конце террасы , но он не пытается соотноситься с соседними зданиями (хотя он разделяет внешнюю стену с последним домом на террасе). Он выходит на автомагистраль, построенную в 1960-х годах.

Внутри нет статического скопления комнат, а есть динамичная, изменчивая открытая зона. Первый этаж еще можно назвать традиционным; Вокруг центральной лестницы расположены кухня и три спальни / гостиная. Кроме того, в доме был гараж, что было очень странно, потому что у Трууса не было машины. Жилая площадь наверху, заявленная как чердак в соответствии с противопожарными нормами органов планирования, на самом деле образует большую открытую зону, за исключением отдельного туалета и ванной комнаты . Ритвельд хотел оставить верхний уровень как есть. Г-жа Шредер, однако, считала, что в качестве жилого помещения его следует использовать в любой форме, открытой или разделенной. Это было достигнуто с помощью системы раздвижных и вращающихся панелей. Г-жа Шредер использовала эти панели, чтобы освободить пространство второго этажа, чтобы предоставить больше открытого пространства для нее и ее троих детей, оставив возможность закрыть или разделить комнаты по желанию. Раздвижная стена между гостиной и комнатой сына блокирует шкаф и выключатель света. Поэтому внутри раздвижной стены было сделано круглое отверстие. Полностью разделенный жилой уровень включает три спальни, ванную комнату и гостиную. Между этим и открытым состоянием находится большое количество возможных перестановок, каждая из которых обеспечивает свой собственный пространственный опыт.

На фасады представляют собой коллаж из плоскостей и линий, компоненты которых намеренно отделены от, и , кажется, скользят мимо, друг к другу. Это позволило предусмотреть несколько балконов . Подобно красно- синему стулу Ритвельда , каждый компонент имеет свою форму, положение и цвет . Цвета выбраны так, чтобы усилить пластичность фасадов; поверхности белого и серого цветов, черные оконные и дверные коробки, а также ряд линейных элементов основных цветов .

Между внутренним и внешним пространством мало различий. Прямолинейные линии и плоскости перетекают снаружи внутрь, с той же цветовой палитрой и поверхностями. Даже окна распашные, так что они могут открываться только на 90 градусов к стене, сохраняя строгие стандарты дизайна в отношении пересекающихся плоскостей и еще больше размывая границы внутри и снаружи.

Архитектура и внутреннее убранство

Оригинальный макет дома

В доме два этажа, его общая площадь — 125 м². Первый этаж относительно классично спроектирован, второй же объявлен чердаком, для того, чтобы на него не распространялись полноценно некоторые архитектурные требования. На втором этаже отсутствует традиционное деление на комнаты, стены существовали по желанию госпожи Шрёдер только в форме перегородок, вся мебель могла складываться, а двери комнат открывались при помощи механических кнопок и рычагов. В доме нет системы центрального отопления и плиты, они заменены на трубы с горячей водой под окнами и буржуйку, и на лифт с кухни на второй этаж для подачи еды. Вместо занавесок используются цветные фанерные щиты.

Дом специально выходит окнами не на улицу, а в обратную сторону; на том месте планировалась новая улица, и открывался красивый вид. Однако, вместо новой улицы на том месте в 1964 году построили автостраду.

Строительство

Изначально Ритвельд хотел построить дом из бетона. Оказалось, что делать это на таком маленьком здании будет слишком дорого. Фундамент и балконы были единственными частями здания, сделанными из бетона. Стены кирпичные и гипсовые. Оконные рамы и двери были деревянными, а полы поддерживались деревянными балками. Для поддержки здания использовались стальные балки с проволочной сеткой.

Геррит Ритвельд создал Дом Шредер, музей в Утрехте, из множества мелких деталей

ritveld-dom-shredera_2.jpgИзначально Геррит Ритвельд дом Шредер задумывал построить из бетона, но для такого маленького здания бетон оказался слишком дорогим материалом, поэтому в итоге дом построен из кирпича. Только отдельные его элементы, например балконы, были сделаны из бетона. Оконные рамы, двери и пол выполнены из дерева.

Внутри дома нет постоянных комнат, это динамичное легко видоизменяемое пространство, точнее стен нет только на втором этаже, первый этаж выглядит практически традиционно: вокруг центральной лестницы размещаются кухня, жилые и спальные комнаты. Второй этаж можно называть открытой просторной мансардой, за исключением отдельных помещений для туалета и ванной комнаты. Для того, чтобы жилое пространство можно было использовать как открытым, так и разделенным на части, были установлены мобильные раздвижные и вращающиеся панели, при использовании которых на втором этаже образовывалось три спальных комнаты, ванная и гостиная.

Если бы хозяйка заказала построить обычный добротный трехэтажный голландский дом тех лет, он бы обошелся ей в треть дешевле, чем строительство такого вот лаконичного светлого «кубика». Но хозяйка была женщиной передовых взглядов и сама настаивалась на некотором упрощении линий и форм.

Благодаря этому мы можем сегодня посетить на первый взгляд современный коттедж, а на самом деле, построенный в начале прошлого века Герритом Ритвельдом дом для г-жи Шредер.

Дом Шредер в Утрехте считается предвестником архитектурного хай-тека, манифестом авангардизма и лучшим пространственным воплощением идей голландской группы «Стиль», членом которой был Геррит Ритвельд.

ritveld-dom-shredera_3.jpgПока госпожа Шредер была жива, она принимала бесконечный поток посетителей, их было так много, что ей случалось прятаться от них на крыше. Сейчас попасть в дом куда сложнее, на экскурсии, куда пускают не более 10 человек, надо записываться заранее, и готовиться зарисовывать и запоминать: фотографировать внутри дома запрещено даже японским туристам.

Стоит отметить, что там можно купить картонные составляющие макета дома, чтобы потом самому собрать дом по имени Шрёдер.

В доме все осталось по-прежнему. Единственное, что изменилось — территория вокруг. Улица Принс Хендриклаан, на которой стоит дом Шредер в Утрехте, осталась все той же красивой. Но дом специально от нее отвернули в другую сторону, где планировалась новая улица.v Новой улицы не появилось, вместо этого в 1964 здесь провели автодорогу, которую подняли на эстакаду, окончательно отрезав дом от вида и вид от дома.

Объект всемирного наследия

Комитет всемирного наследия внес в Rietveld Шредера дом на ЮНЕСКО список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО 2 декабря 2000 года в ходе 24 – й сессии в Кэрнс , Австралия . Комитет решил применить критерии i и ii и сказал о доме:

Rietveld Schröderhuis в Утрехте – это символ современного движения в архитектуре и выдающееся выражение человеческого творческого гения в его чистоте идей и концепций, разработанных движением De Stijl . (…) Благодаря радикальному подходу к дизайну и использованию пространства, Rietveld Schröderhuis занимает важное место в развитии архитектуры в современную эпоху.

Дома на воде в Голландии — старая идея на новый лад

Альтернативный вид жилья в Голландии — кубические дома в Роттердаме и дома на воде. Эти сооружения изготовлены из лёгких, но прочных пород дерева и алюминия. Дома располагаются на специальной плавучей платформе, так что их можно легко перемещать с места на место с помощью лодки.

Подобные дома на воде в Голландии должны решить проблему нехватки земли для жилищного строительства в стране. Голландские архитекторы намерены за 50 лет создать целый город на воде. Сегодня в Нидерландах в год строится около 200 плавучих домов, то по прогнозам экспертов к 2025 году это число достигнет 20 тысяч домов на воде. При таком темпе строительства, правда, становится уже не понятно — хватит ли в тогда Голландии потом воды для домов.

Половина территории Нидерландов лежит ниже уровня моря, строительство на дефицитной земле становится очень затратным — болотистые почвы требуют забивать огромное количество свай.

ritveld-dom-shredera_4.pngДома на воде в Голландии распространились после окончания второй мировой войны, когда жилья в стране катастрофически не было, а голландский флот модернизировался, и люди стали использовать под жилье списанные корабли. Раньше плавучие дома считались очень неудобными и не престижными, хотя жили на них в самом центре Амстердама. Со временем дома на воде вошли в моду в Голландии и существенно выросли в цене.

Места для домов на воде в центре давно закончились, и сейчас в Амстердаме одним из немногих мест, где можно пришвартовать свой дом, является район Айбург, который начали строить в 1996 году. После того, как у воды отвоевали немного площади для дорог и домов, в новом районе образовалось озеро.

С одной стороны искусственного озера расположился плавучий квартал, спроектированный архитектурным бюро Марлиеса Ромера. Здесь есть разные дома, и большие с бассейном и дома на несколько семей.

Наследие

Всего через несколько лет после постройки этого здания польский архитектор Станислав Брукальский построил свой собственный дом в Варшаве в 1929 году, предположительно вдохновленный Ритвельдом Шредерхайсом, которого он посетил. Его польский образец современного дома был награжден бронзовой медалью на Парижской выставке в 1937 году.

Биография

Ритвельд с детства работал в мастерской своего отца-плотника. В 1904 году он поступил чертёжником к утрехтскому ювелиру Бегееру, у которого работал девять лет. Параллельно он посещал вечерние курсы под руководством архитектора Клаархамера. В 1917 году Ритвельд открыл собственную мебельную мастерскую.

На взгляды Ритвельда серьёзное влияние оказали Чарльз Макинтош и Фрэнк Ллойд Райт. В 1918 году Ритвельд знакомится с Тео ван Дусбургом, Питом Мондрианом и другими молодыми художниками, которые все вместе станут известны как «Стиль» (нидерл. De Stijl). Их стиль, получивший название неопластицизм, оказался близок воззрениям Ритвельда: они использовали простейшие конструкции из горизонтальных и вертикальных элементов и минимальную палитру цветов — «основные» красный, синий и жёлтый с добавлением чёрного и белого. В том же году Ритвельд создал одно из самых известных своих произведений — красно-синий стул. Для создания стула он использовал прямые доски и рейки, так что трёхмерный объект визуально разлагался на простые геометрические формы, и два из трёх «основных» цветов. Позже стул экспонировался на выставке Баухауса.

Одной из первых архитектурных работ Ритвельда стал частный дом жительницы Утрехта Трюс Шрёдер-Шрэдер (Truus Schröder-Schräder}. Дом продолжает развитие неопластицизма: прямоугольные формы, традиционная для произведений «Стиля» палитра (белые и серые стены и вертикальные линии, выполненные в основных цветах). Вилла была построена в соответствии с 16-ю пунктами «пластичной архитектуры» Ван Дусбурга: она была «элементарной, экономичной и функциональной; немонументальной и динамичной; антикубистической по форме и антидекоративной по цвету». Радикализм Ритвельда проявился в планировке второго этажа: за исключением ванной и туалета на втором этаже отсутствовали внутренние перегородки. Внутренняя отделка была исполнена в тех же цветах, что и наружные стены. Дом Шрёдер был построен в жилом районе и разительно отличался от окружавших его стандартных жилых зданий. Шрёдер поселилась в доме с тремя детьми (она была вдовой) и жила в нём до своей смерти в 1985 году. С 2000 года Дом Шрёдер входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1928 году Ритвельд стал одним из 28 учредителей Международном конгрессе современной архитектуры (фр. Congres Internationaux d’Architecture Moderne, CIAM) Ле Корбюзье. 1930-е годы были менее продуктивны. Одним из известных творений того времени стал стул «Зигзаг», состоявший из четырёх плоскостей, соприкасавшихся друг с другом под разными углами (1932—1934). После войны Ритвельд преподавал в Роттердаме, а затем в Гааге. В 1951 году в Амстердаме прошла большая ретроспективная выставка «Стиля».

В 1954 году Ритвельд оформил нидерландский павильон на Венецианской биеннале, затем реализовал несколько проектов в Нидерландах. В 1963 году он избирается почётным членом Союза архитекторов Нидерландов, а в следующем году получает почётную докторскую степень в Делфтском техническом университете. В том же году Ритвельд умер. Последним его крупным проектом стал музей Ван Гога. Строительство здания в 1973 году завершили его партнёры по архитектурной студии ван Диллен и ван Трихт.

Памятные даты

Дом был отмечен двумя монетами в евро, выпущенными Королевским монетным двором Нидерландов в 2013 году.

использованная литература

«Дом Шредера». Планы, разрезы и фасады: ключевые здания двадцатого века, Ричард Уэстон, Лоуренс Кинг, 2004 г., стр. 48–49.

внешние ссылки

  • сайт Дом Ритвельда Шредера
  • Дом Ритвельда Шредера в Центре всемирного наследия ЮНЕСКО
  • Видео тур по Schroder House
  • Галинский паж, с фото
  • Посетите сайт в панораме 360 °
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...